Одна древняя легенда гласит:
"В одном из селений жили муж да жена. Все было в их доме: и любовь, и достаток, и дети. Но вот беда, рождались на свет у них одни девочки. А какой с них толк, вырастут да уйдут в чужой дом. Сын же - это продолжение рода, это опора и гордость родителей.
Однажды вечером, возвращаясь домой с охоты, встретил хозяин странника, устало бредущего по дороге. И пригласил он его к себе на ужин, а потом и на ночлег. Так уж получилось, что за ужином и рассказал он чужестранцу о своем горе. Ничего не сказал гость, а утром, уходя, протянул он хозяйке спелое яблоко со словами: "Съешь половину сама, а половину отдай мужу. Ровно через 9 месяцев родится у вас сын, крепкий и румяный, как этот плод". Не поверила женщина гостю, но все сделала так, как он велел. А вскоре почувствовала, что понесла. Через положенный срок родился у них сын. Не ребенок, а богатырь. Так и нарекли его Батыром. Рос он не по дням, а по часам. И быть бы ему как все, да избаловали долгожданную радость родители. Не простым человеком он рос, а настоящим баем. Работать не умел, да и не хотел вовсе.
Решил Батыр однажды, что жить ему надо на небе, среди богов, где, по словам стариков, ничего делать не надо: только ешь, спи, да забавам предавайся. И так захотелось ему божьей жизнью пожить, что забрался он на самую высокую гору, протянул вверх руки и крикнул: "Эй, вы, Боги! Посмотрите на меня, Батыра! Я умен, я красив, я достоин жить рядом с вами."
Разгневались боги, услышав горделивую речь простого смертного, обратили его в камень и низвергли в тартарары. А в назидание будущим поколениям оставили руку гордеца на земле - пальцы-скалы, которые и по сей день тянутся к небу..."
Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче той, которая ему подвластна. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, много в ней всякого добра таится, да только далеко она от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, всё думу думал: как это царство хана покорить, а его землю к своему царству прирезать? Думал, думал Иван, но ничего придумать не мог, не было у него той силы, которая бы покорила Кучумово царство. Занемог царь и слёг в постель. Прислужники его, бояре, запечалились, боялись, как бы им без царя-спасителя не остаться, что же они тогда делать будут.
Подошли они к его постели и спрашивают:
— Отчего же ты, царь-батюшка, занемог, какая дума тяжёлая на сердце твоём лежит?
Царь закрыл глаза и подумал, сказать ли им про свою думу или нет? Он знал, что бояре в деле ему не помогут, что потрясут они бородами да кафтанами, повздыхают, на том их совет и кончится. Так оно и получилось. Ушли бояре к себе восвояси. Подходит к царю один его бедный слуга из крестьян и спрашивает:
— Откуда на тебя, царь-батюшка, хвороба навалилась?
— Издалека, — ответил царь.
— Может, помогу я тебе?
— Бояре были — не помогли, а тебе и Бог не велел. Ты скажи-ка лучше, кто есть в моём царстве храбрый да удалый, кто смерти не боится, кого молния не ударит и гром не оглушит?
Подумал слуга и говорит:
— Найдётся в твоём царстве такой человек, слыхал я про него с малых лет, зовут его Ермак Тимофеевич, удалый казак донской, службу верную, царь-батюшка, он тебе сослужит.
— Да и то верно, слыхал про него я, да только где он теперь есть, наверное, как в поле ветер, гуляет, где ночь проведёт, где день просвищет.
Встал Иван-царь с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон казака Ермака Тимофеевича искать. Объездили слуги весь Дон, всех конных и пеших порасспросили, все знают удалого казака Ермака, но никто не знает, где он теперь гуляет. Вернулись слуги через год и сказали царю:
— Всех птиц на Дону повидали, всех баб и мужиков пересчитали, а казака Ермака Тимофеевича нету.
Выгнал царь своих слуг из палат царских и позвал к себе верного слугу-крестьянина.
— Разыщи ты мне Ермака, службу верную сослужи, тогда ты у меня будешь слугой над всеми слугами, а бояре тебе в пояс будут кланяться.
— Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой отслужу.
Надавал царь Иван мужику разные доспехи, из своей конюшни велел ему коня вывести, благословил его своей рукой и в добрый путь отправил. Только выехал мужик за Москву, снял с себя все доспехи, облачился в крестьянскую одёжу и пошёл пешочком с посохом по дороге, куда глаза глядят. Долго шёл мужик по дороге против солнца, борода по колено выросла, а про Ермака ни слуху ни духу. Не опечалился мужик, идёт себе потихоньку и идёт. Не заметил он, как дошёл до крутых гор. Осмотрелся и видит — навстречу ему идёт такой же странник, как и он. Встретились, остановились и завели разговор. Долго ли разговор шёл, но только мужик узнал от странника, что Ермак бродит по Уралу.
Исходил мужик реки и горы Урала вдоль и поперёк. Наконец ему удалось напасть на след атамана. Вскоре он нашёл семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана. Ермак Тимофеевич явился к царю без поклона, в шапке. Царь посмотрел на атамана и говорит:
— Слыхал я про тебя разные вести, не носить бы тебе головы на плечах, да царь милостив. Искупи свою вину, сослужи мне службу добрую. За Уралом нехоженая землица лежит, на земле той богатства несметные, ты пройди ту землю, излови хана Кучума, а людей его под власть Руси подведи.
Ермак Тимофеевич не стал перечить царю, вышел из царских палат, попросил есть-пить и пошёл к своим казакам на Урал. Пришёл. Рассказал обо всём своим удалым молодцам, и начали они собираться в поход, в чужую землю, куда русская душа не хаживала.
Летом в тот же год Ермак Тимофеевич дошёл до Тобола, там построил лодки и добрался до Иртыша. Здесь он встретился с людьми из Кучумова царства. Долго бился Ермак с Кучумовыми людьми, пока они не испробовали казацкую силу и пока их много не полегло. Казаков погибло тоже немало, но Ермак всё же одолел сибирского хана и привёл его людей под власть русского царя. Самого страшного — Кучума — Ермак Тимофеевич хотел доставить в Москву, но он несколько раз обманывал атамана, и за это его казаки убили. Когда Кучумовы люди покорились Ермаку, казаки ему сказали:
— Поезжай, наш атаман, и скажи, что теперь русские могут жить в Сибири, да и Кучумовым людям с нами легче будет. Царь их был злой, как волк, а жадный, как поп.
Ермак Тимофеевич не поехал в Москву, а послал туда своего верного казака. Узнал царь Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в неё разных людей, кого по доброй воле, а кого так, силком. Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его удалых казаков.
Легенда о реке Енисей
Давным-давно существовало одно королевство, в котором правил принц Енисей. Эта страна не знала бед, горя, засухи, войн. В этом королевстве было много богатств. Но самым главным богатствами были живая вода и плодородные земли. В этом королевстве все обращались друг к другу "Брат".
Долго жило это королевство без бед. Но в один день в королевство приехали завоеватели. Они захватывали деревню за деревней. А в королевстве никто не умел сражаться. Никто не знал, что нужно делать. Но принц Енисей не растерялся. Недалеко, в лесу жила одна колдунья и Енисей пошёл к ней.
Что нам делать о великая колдунья? Наше королевство погибает!
Не печалься, принц. Есть один способ прогнать завоевателей. Но он очень дорого обойдётся королевству и тебе.
Я на всё пойду, чтобы спасти королевство!
Хорошо. Чужаков привлекает живая вода и плодородная почва. И если я лишу ваше королевство этих богатств, то чужаки уйдут.
Делать было нечего и Енисей согласился. И тут случилось что-то ужасное. Грянул гром, завыли ветры и через несколько минут от цветущей долины не осталось ничего. Река, протекающая по городу высохла, фермы и поля выветрились. Долина стала пустынею. Взглянув на это завоеватели ушли. Енисей пришёл в город и рассказал обо всём. Но народ был недоволен. Енисей опять пошёл к колдунье.
Великая колдунья! Народ недоволен. Ты бы могла вернуть всё обратно?
Увы. Это мне не под силу. Но в далёкой стране за горами, за лесами живёт великий колдун, который может сможет это исправить.
Делать было нечего. Енисей побрёл в город, рассказал народу, но народ ему не поверил. Енисей собрался в путь-дорогу и пошёл. Великое множество опасностей встречалось ему. И овраги, и дикие звери, и охотники. Но выжить Енисею помогала вера в королевство, вера в лучшее, вера в будущее. Наконец спустя несколько месяцев дороги Енисей нашёл колдуна.
О великий колдун! В моём королевстве было всё хорошо! Но из-за чужаков королевство превратилось в пустыню. Сможешь ли ты вернуть всё как было?
Я вижу, что ты готов на всё ради своего королевства. Плодородие я смогу вернуть, а вот реку живой воды - нет.
Я готов пожертвовать собой ради реки!
Хорошо. Это смелый поступок. Будь по твоему.
Снова над королевством грянул гром, задул ветер. Но теперь из пустыни королевство превратилось вновь в цветущую долину. И наконец появилась река. Народ удивился и заликовал. Но Енисея нету уже несколько месяцев. И тут народ решил назвать реку в честь своего принца - Енисей.
Ангарские бусы – легенда о реках Ангара, Иркут, Енисей, озере Байкал и Шаман-камне
Давным-давно жил в своём дворце могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Он был суров, стоило ему рассердится, так волны громко бились о скалы. Много рек и речушек было под властью у повелителя.
Была у Байкала единственная дочь — Ангара. Первой красавицей она слыла во всём свете, красивее её не было на земле. Днём она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы: гуси, лебеди, журавли — спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Говорили они: «Разве можно светлое чернить?»
Очень сильно любил свою дочь Байкал, но был строг к ней и часто держал её взаперти, в недоступных глубинах. Часто-часто тосковала красавица Ангара, думая о воле…
Но однажды прилетела на берег чайка, села на один из утёсов и стала рассказывать речкам и речушкам о житье-бытье в богатых далёких степях, откуда держала путь. Рассказывала она им о самом сильном и красивом богатыре Енисее, о славном сыне Саяна. Услышала она о Енисее от горных ручьев и ещё более заскучала, и возжелала Ангара увидеть Енисея. Но как же ей тогда вырваться из темницы, из крепких высоких стен дворца?
Взмолилась Ангара: «О, тэнгэри! Сжальтесь над пленной душой! Не будьте суровы и строги ко мне, заточённой в темнице. Пожалейте, юность мою в могилу толкает запретом Байкал… Дайте мне смелость и силу сбежать, одолев эти стены из скал».
Узнал о помыслах любимой дочери Байкал, запер её ещё крепче и стал искать жениха из соседей: не хотелось ему отдавать дочь столь далеко от родины. Выбор Байкала остановился на богатом и смелом красавце Иркуте. Послал Байкал гонцов за Иркутом, чтобы посвататься Ангару с ним. Узнала об этом Ангара и горько-горько заплакала. Умоляла она, просила не отдавать за Иркута: не нравился он ей. Но Байкал не стал слушать, ещё глубже спрятал Ангару, а сверху закрыл хрустальными запорами и приказал Ольхону сторожить её. Пуще прежнего взмолилась Ангара о помощи. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали они подмывать прибрежные скалы.
Близилась свадебная ночь. Тэнгэри послали на Байкала и его стражей множество сновидений. Крепко спал в эту ночь старик Байкал, и Ольхон, утомлённый разговорами и смехом речушек, прилёг рядом отдохнуть, думая что Ангара никуда не сбежит под его надёжным и лёгким сном. Но Ангара с сестрицами тихо взломали запоры и они выбежали из темницы. А ручейки всё рыли и рыли тайный проход и, наконец, Ангара с шумом вырвалась из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею.
Вдруг проснулся старик Байкал: что-то недоброе увидел он во сне. Соскочил — испугался. Кругом шум, треск. Проснулся в ужасе Ольхон и увидел, что Ангара с речушками взломали темницу, доложил Байкалу, что Ангара сбежала. Понял Байкал, что случилось, рассвирепел. И поднялась буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от злости небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось море-богатырь. Выбежал из дворца могучий Байкал, ударил по седой горе, отломил от берега целый утёс и с проклятием бросил его вслед убегающей дочери, надеясь закрыть ей проход.
Но поздно. Ангара была уже далеко. А камень так и лежит с тех пор на том месте, где прорвала утёсы Ангара. Это и есть скала Шаман-камень. Иркут побежал за ней, но только и успел схватиться за её длинную фату.
Тысячи лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень, Байкал выпрыгнет из берегов и настигнет свою дочь, затопив все на пути своими водами».
Автор: В.П. Стародумов
Легенда о Бии и Катуни
В незапамятные времена жил парень по имени Бий. Влюблён он был в дочь хана Алтая – Катунь. Но хан Алтай запретил им встречаться, так как они были из одного рода. И тогда они решили убежать от хана Алтая и тайком встретиться в степи. Они бежали навстречу друг другу: Бий по короткому пути, неторопливо, а Катунь быстро, так как ей предстоял долгий путь. Узнав об этом, хан Алтай преграждал путь дочери, бросая на её пути камни, создавая пороги, заставляя петлять. Но Катунь все равно преодолевала эти препятствия.
Тогда хан Алтай выпустил сороку, чтобы она поссорила двух влюблённых. Сорока сказала Бию, что Катунь не идёт ему навстречу, он в замешательстве остановился, и здесь образовалось Телецкое озеро из капли-слезы Бия. Эту же сороку он послал к Катуни с сообщением, что Бий не спешит к ней навстречу, и забыл о девушке. Услышав это, сердце Катуни разбилось, и, по легенде, в этом месте стоит камень, рассекающий на части речной поток, который и называется «Разбитое сердце Катуни».
