На территории нашего села имеется Братская могила борцов за Советскую власть и коллективизацию. Именно под таким названием это захоронение 24 декабря 1986 г. получило статус памятника регионального значения и было отмечено № 345 в таблице памятников истории и культуры Красноярского края (Кн. «Памятники истории и культуры Красноярского края». Выпуск 3. Составитель Быконя Г.Ф., к.и.н., проф. Красноярск, 1995. С. 404-406).
События Гражданской войны и установления советской власти сегодня трактуются с разных точек зрения, в зависимости от идеологической позиции дающего оценку этим событиям. Но это объект исторического наследия. И если мы считаем себя цивилизованными людьми, мы должны не разрушать, а сохранять и изучать памятники истории.
Кто же здесь похоронен? Это случилось 104 года назад… В апреле 1919 г. колчаковцы намеревались полностью уничтожить движение красных партизан в Енисейской губернии. Армия Кравченко и Щетинкина после ожесточённых боёв с белыми покинула Степной Баджей и 8 июля 1919 г. появилась в Минусинском уезде. Крестьяне, бедняки снабжали партизан одеждой, оружием, вступали в армию. Вступили в неё и бедняки с. Казанцево:
1. Беляев Терентий Сергеевич.
2. Беспрозванных Иван Герасимович.
3. Вычужин Павел Никандрович.
4. Казанцев Прокопий Васильевич.
5. Казарин Иван Ефимович.
6. Макрушин Григорий (отчество не установлено).
7. Ряполов Кузьма Егорович.
8. Скобелин Иван Осипович.

18 июля партизаны вошли в Белоцарск (ныне Кызыл). Но подошедшие белогвардейцы в количестве 3 тыс. казаков и офицеров (ими командовал есаул Бологов) 29 августа смогли занять Белоцарск. Был очень тяжёлый бой. Много красных партизан погибло, было ранено и попало в плен. Среди пленных оказались трое жителей Казанцева: И.Е. Казарин, Т.С. Беляев и Г. Макрушин.
По приказу Бологова пленные были отправлены по местам проживания, чтобы там решили их судьбу. Надо заметить, что, идя на Белоцарск, Бологов оставлял гарнизоны в сёлах. Стояли белоказаки и в Казанцево. Они расстреляли Беляева и Макрушина, а изувеченного Казарина заставили рыть могилу себе и расстрелянным товарищам. Жительница села Дуня Смелина помогла бежать И.Е. Казарину. Так осенью 1919 года появилась эта могила. Беляев и Макрушин. Смерть во второй раз прошла мимо Ивана Казарина.
А в первый раз… ещё до прихода красных в село приходили белоказаки. Они грабили деревенских жителей, чинили расправы над сторонниками красных. Собрали всех мужчин села и «предложили влиться в кавалерийский отряд для борьбы с большевиками. Иван Казарин… не только отказался сам служить белым, но стал агитировать и других. Кто-то донёс. Рассвирепевшие казаки схватили его. Били нагайками, пинали, хотели расстрелять, но решили, что он и без пули не жилец. Изуродованного и без чувств, Казарина выкинули на улицу». Иван Казарин выжил…
После изгнания белогвардейцев И.Е. Казарин был секретарём партийной ячейки в селе Казанцево. Умер он от ран в 30-х г.г. По его заранее высказанной просьбе, похоронен в братской могиле, на том же месте, где в 1919 г. были похоронены Т. Беляев и Г. Макрушин.
Немного ранее (1928 г.) здесь был похоронен посланец партии по организации колхозов на юге Красноярского края Мейзеров (имя, отчество установить не удалось). Он был убит кулаками в с. Казанцево в 1928 году.
В 30-ых г.г. на братской могиле был установлен деревянный обелиск.
В 60-ых г.г. – обелиск из листового железа.
По данным за 1995 г.: могильный холм, надмогильное сооружение-обелиск из листового железа с красной металлической звездой. На обелиске мраморная плитка со звёздами и именами погибших:
Казарин И.Е., Мейзеров, Макрушин Г., Беляев Т.С.
Ниже текст: «Вечная память павшим в борьбе за Советскую власть». Могила огорожена деревянной оградкой.
В 2006 г. силами учащихся ПУ-75 было восстановлено место захоронения борцов за Советскую власть; изготовлено и установлено металлическое ограждение. Работа осуществлялась по проекту «Эстафета памяти».
Мы, живущие ныне, не должны забывать своих земляков, погибших в борьбе за социальные преобразования. Необходимо по христианскому обычаю ухаживать за могилой и вспоминать ушедших добрым словом.
И в заключение, наставление 78-летней Фёклы Михайловны Казариной, жены Ивана Ефимовича Казарина, сказанное в 1967 году (Кн. Ю.А. Иванова «Поклон тебе, земля». Шушенское, 2003. Глава «Казарины». С. 66-70):
«…мы ведь не за просто так старались жизнь наладить. Аккуратней … с правдой и свободой-то надо. Зорче будьте, зорче! Многие на Россеюшку зуб имеют. Полезут – так бейте их, как ваши отцы и деды бивали. Я ведь не от себя говорю, от всех погибших и страдавших за вашу …свободную долю».
Вознесенский храм
Построить храм всем миром
Со времен царской России местом молитвы и причастия для местных жителей служила небольшая деревянная церковь Вознесения Господня.
С приходом советской власти святыне нашли другое применение: в храме разместили машинно-тракторную станцию бывшего колхоза. Зимой 1938 года она сгорела, как гласит история, по вине одного из работяг, который пытался разогреть и завести в стужу технику.
Позже на этом месте была построена деревянная школа, которая по странному подобию также впоследствии сгорела. Избранное место долгое время пустовало.
Строительство храма началось в 2012 году. За два года удалось заложить фундамент будущего деревянного здания. А основная стройка пришлась на 2014–2016 годы.
Большой вклад в строительство сельского храма внесли первая староста Татьяна Васильевна и учитель Татьяна Герольдовна Марченко. Помогали бывшие ученики Татьяны и просто неравнодушные люди, которые присылали деньги из Абакана, Красноярска, Норильска, Шарыпова, Майкопа, Кемеровской области, Алтая, и даже из Австралии. Предприниматель из соседней деревни Ивановка – Артем Пестриков предоставлял для строительства пиломатериал.
Приобрести сегодняшний вид казанцевскому храму помогло много людей: автор проекта – минусинский архитектор Александр Матвеинков, прораб – Геннадий Замяткин, бригада Николая Кондакова из Абакана, благодаря которой сделана внутренняя отделка, Владимир и Марина Сиркины, вырезавшие из дерева всю церковную утварь, престол, Анатолий и Людмила Мамаевы, сделавшие иконостас, престол, жертвенник и двери в храме.
Знаменитый в Красноярском крае художник Александр Терентьев, проживающий в соседней деревне Козлово, написал много икон для храма села Казанцево. Есть здесь и старинные иконы, которые достались церкви от старожилов. Одна из них – икона Святой Троицы, которая была практически неразличима и только по прошествии времени просветлела, а также мироточащая икона святого Порфирия Газского, которому люди молятся от онкологии.
Сегодня на месте пустыря стоит новый красивый храм Вознесения Господня, где 25 декабря 2019 состоялась первая служба.
Его строили более восьми лет. Но и сейчас нельзя сказать, что строительство полностью завершено: на данный момент еще не завершены работы по благоустройству территории, прилегающей к храму, некоторые отделочные работы с наружной и внутренней стороны. На цокольном этаже, где установлена котельная, планируется строительство крестильни с полным погружением. Но пока об этом говорить рано.
Так, благодаря множеству неравнодушных людей, в небольшом селе Казанцево снова сияют на солнце золоченые купола нового храма, который является большой гордостью всех местных жителей.


Река Оя
Струилася шаль вокруг гибкого стана,
Печальные мысли стучали в висок.
-Пусть буду рекой, чем женой сына хана,-
Сказала, и враз побежал ручеек.
Оя — таежная (в верховьях горная) река, правый приток Енисея. Она берет свое начало в Ойском озере скалистого горного хребта Ергаки Западного Саяна, а впадает в реку Енисей в южной части Минусинской котловины. Протекает по территории Ермаковского и Шушенского районов.
Существует легенда, что название этой реки произошло от имени девушки — невесты гордого и смелого красавца Кулумыса, юноши племени, жившего на Саянах. Судьба разлучила влюбленных и Оя, огорченная несправедливостью судьбы, плакала горькими слезами, от которых образовалось озеро, а после – потекла река.
Общая протяженность реки составляет 254 км, ширина – 86 метров, максимальная глубина - 1,7 метр, площадь водосборного бассейна насчитывает 5 300 кв. км, средний расход воды составляет 45 куб. м/с. По данным Государственного водного реестра России, река Оя относится к Енисейскому бассейновому округу.
Верховья Ои труднодоступны, они расположены среди чернохвойной высокогорной тайги, среди ельников, пихты и кедровников. Долина реки заросла кустарником, черемухой, ольхой.
Река до Енисея горным потоком течет сначала с северо-востока на юго-запад, затем делает множество извилин, протекает по холмистой равнине, принимая в себя несколько речек. В Ою впадает река Большой Кебеж. Замерзает река в октябре и остается под ледяным покровом до мая. Питание происходит в основном за счет таяния снега и летних дождей. В реке водятся такие рыбы, как ёрш, ленок, налим, окунь, пескарь, сом, таймень, хариус, щука.



Казанцевская писаница
Уникальный утес, у подошвы которого Оя.
Одной из достопримечательностей села Казанцево является «Ленкова гора», известная также как Казанцевская писаница, которая была открыта весной 1988 года краеведом-любителем В.А.Носовым.
Находится она на правом берегу реки Оя напротив села Казанцево и представляет собой прибрежный утес длиной около 700 метров, сложенный кремнистыми сланцами серо-зеленого цвета.
В июле 2015 года писаница была исследована археологическим отрядом Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева. В процесс изучения памятника были проведены работы по снятию горизонтального и вертикального контура скальных обнажений, фотофиксации и выборочной копировке наскальных рисунков.
Рисунки, выполненные красной охрой, прослеживаются практически на всем протяжении вдоль тропы. Плоскости с рисунками, по большей части небольшие, угловатые и расположены относительно тропы на высоте до 2,5 метров. Всего на писанице выявлено более 250 изображений, сгруппированных в композиции или одиночно встречаемых в различных частях памятника.
По мнению ученых наиболее древние рисунки Казанцевской писаницы появились около 10 тысяч лет назад и на данный момент имеют вид бесформенных пятен охры на камнях.
Рисунки, доступные для визуального восприятия, выполнены не ранее 5-6 тысяч лет назад.
Небольшая часть древних рисунков относится к эпохе раннего железного века, большинство же датируются эпохой средневековья.
Заслуживает особого внимания тот факт, что все представленные на памятнике рисунки выполнены охрой, что по мнению А.Л.Заики, преподавателя кафедры истории Красноярского государственного педагогического университета и кандидата исторических наук, является одной из уникальных особенностей Казанцевской писаницы и довольно редким явлением для наскальных рисунков Приенисейской низменности.
Основная масса представленных изображений – это схематическиие фигуры людей и животных, выполненные в «скелетном стиле», а также решеткообразные фигуры, которых насчитывается свыше 10 видов.
Получив известность, данная достопримечательность с каждым годом стала притягивать к себе всё большее количество туристов, в связи с чем было принято решение облагородить данную территорию. Если раньше до памятника древнего искусства, нужно было карабкаться вверх по скале, сейчас добраться туда можно безопасно и с комфортом: 249 ступенек ведут на вершину горы, где теперь располагается смотровая площадка, а бонусом – открывается шикарный вид на село Казанцево и реку Оя.



